Приобретая новые активы, "Сумма" составит конкуренцию перевозкам через СУЭЦ

31 мая 2012
BLOOMBERG,
Джэйк Руднитский и Екатерина Шаталова

Группа «Сумма» (Summa Group), владелец российских портов и нефтяного терминала в г. Роттердам, потратит 1,4 млрд долларов США на приобретение доли в группе Fesco, владеющей портом на Тихом океане и судоходной компанией. Это делается с целью формирования евразийской транспортной системы грузовых перевозок, которая в перспективе смогла бы составить конкуренцию судоходной системе Суэцкого Канала.

Как считают специалисты группы «Сумма», объем российских железнодорожных перевозок можно значительно увеличить за счет внедрения электронной системы таможенной очистки и модернизации системы диспетчерского управления. По расчетам аналитиков Drewry Maritime Research, в 2011 году объем контейнерных перевозок на евразийском морском направлении составил 13,5 млн контейнеров и объем рынка 12,2 млрд долларов США. Согласно анализу агентства Infranews, за последний год между Европой и Азией было перевезено 101 500 контейнеров.

Михаил Ганелин, аналитик московской компании «Тройка Диалог» в телефонном разговоре подчеркнул: «Возможно значительное увеличение грузопотока может произойти, рынок еще не достаточно развит». «Тройка» оценивает Fesco в качестве выгодного предмета сделки. «Группа «Сумма» собирается создать мощный транспортный холдинг на основе портов и железнодорожных транспортных узлов посредством которых будут осуществляться грузовые перевозки между Европой и Азией».

18 мая стало известно, что Зиявудин Магомедов, Председатель Совета директоров группы «Сумма», согласился купить 56 процентов Fesco у мажоритарного владельца компании Сергея Генералова. После этого стоимость акций компании Fesco возросла на 8,2 процента.
На прошлой неделе после приобретения группой «Сумма» 10% казначейских акций Fesco был дан старт сделке в размере 1, 4 млрд долларов США. Кроме того, на прошлой неделе из источников, отказавшихся назвать себя до завершения сделки, стало известно о том, что компания собирается выкупить еще 3 процента бумаг в скором времени.

Для достижения своей цели по созданию транспортной цепи от побережья до побережья протяженностью более чем 4 000 миль, «Сумма» должна предложить более выгодные условия, нежели чем те, которые предлагает миллиардер Владимир Лисин, возглавляющий международную транспортную группу UCL Holding. Сейчас между ними наметилось соперничество в отношении ОАО «Трансконтейнер», 21 процент бумаг которых принадлежит Fesco. Против этой сделки возражает мажоритарный владелец транспортной компании, осуществляющей грузовые перевозки, государственная компания ОАО «Российские железные дороги».

Стратегия расширения

По словам г-на Ганелина, «такая сделка является частью долгосрочной активной стратегии группы «Сумма», направленной на расширение своей доли на российском рынке транспортных перевозок». Группа «Сумма» и представители владивостокского филиала Fesco отказались комментировать сделку. Благодаря сделке с Fesco Группа «Сумма» сможет получить одну пятую часть доли ОАО «Трансконтейнер», контролирующей более половины всего объема российских контейнерных перевозок.

Стоимость акций московского ОАО «Трансконтейнер» поднялась на 18 процентов, начиная с 17 мая, подняв таким образом стоимость компании до 1,3 млрд долларов США. Рыночная стоимость Fesco сейчас составляет 850 млн долларов США. Европейскому Банку Реконструкции и Развития принадлежит 3,8% бумаг компании Fesco.

Связи с Медведевым

По словам Елены Сахновой, работающей аналитиком в «ВТБ Капитал», успеху «Суммы» будут также способствовать тесные связи с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Председатель компании г-н Магомедов и бывший советник Медведева, вице-премьер Аркадий Дворкович, который отвечает за вопросы транспорта и энергетики, являются выпускниками одного и того же, 1994, года выпуска, Московского государственного университета.

По словам г-жи Сахновой, «в группе «Сумма» образовалась сильная команда, способная реализовать самые смелые проекты». «Возможно, они пользуются определенной поддержкой со стороны руководства страны».

По словам г-на Деккера из Drewry, «европейские импортеры по-прежнему полагаются на морские перевозки еще и потому, что приходится перегружать грузы при пересечении границ из-за разных размеров железнодорожной колеи».

По мнению аналитиков World Bank, которые в мае провели исследование транспортных и логистических возможностей России, среди 155 стран, участвовавщих в исследовании, Россия занимает 95-е место и стоит в рейтинге между такими странами, как Гвинея-Бисау и Ливан.
Отвечая на вопрос редакции, г-н Деккер письменно сообщил: «Привлекательность использовании железнодорожного транспорта уменьшается еще и по причине возможных задержек». «Контейнерные перевозки позволяют обработать больше груза и добиться экономии за счет увеличения объема грузопотока в условиях привлекательности цен, сохранении надежности и постоянного внедрения новых технологий».

Обратный выкуп?

Г-н Лисин, контролирующий международную транспортную группу UCL Holding, которая является самым крупной частной железнодорожной компанией России, а также N-Trans Group, в которую входит зарегистрированная в Лондоне Globaltrans Investment Plc, также проявил интерес к ОАО «Трансконтейнер».

РИА Новости 21 мая сообщило о том, что Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил, что его компания рассматривает вопрос о выкупе доли Fesco в ОАО «Трансконтейнер» в связи с планами Группы «Сумма». Такое заявление противоречит стратегии государства по приватизации госактивов.

В случае успешного завершения сделки группа «Сумма» получит контроль над контейнерными перевозками из тихоокеанского порта Владивосток, который в настоящее время контролирует компания Fesco. Согласно Drewry, «группа «Сумма» получит хорошую прибыль в результате такой сделки, а также в результате эксплуатации морского терминала, даже без увлечения объемов перевозок».

«Необъятная территория»

По мнению группы аналитиков Drewry, возглавляемой Нилом Деккером, «основная железнодорожная магистраль от границ Дальнего Востока до центрального региона и западных границ необъятной страны создает наиболее конкурентоспособные условия для перевозки российских грузов. Объем грузопотока будет значительно увеличиваться, будет расти загруженность Транссибирской магистрали».

Согласно данным ОАО «Российские железные дороги», объем контейнерных перевозок в 2011 году составил 2,8 млн контейнеров.

Амбициозные планы группы «Сумма» нацелены далеко за пределы контейнерного грузопотока и самой России. Группа «Сумма» вкладывает 1 млрд долларов США в проект по строительству нефтеналивного терминала в г. Роттердам, а в настоящее время рассматривает вопрос о строительстве контейнерного порта недалеко от г. Пекин в Китае, сообщили «Ведомости» со ссылкой на руководителя Порта Роттердам Ханса Смитса.

В России группа «Сумма» совместно с государственной компанией ОАО «Объединенная зерновая компания» начали строительство перевалочного терминала на Дальнем Востоке России. Кроме того, известно, что «Сумма» может участвовать в тендере по приобретению доли московского аэропорта «Домодедово», а также 20 % доли государства в НМТП. Группа «Сумма» на этой неделе также победила в тендере на почти половину доли ОАО «Объединенная зерновая компания».

«Сумма» совместно с российской нефтяной монополией ОАО «Транснефть» владеет контрольным пакетом акций «Новороссийского порта», в состав которого входят активы на Черном море и в г. Приморск на Балтийском море.

По словам аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, «владение долей в Fesco обеспечивает участие в ОАО «Трансконтейнер» в размере 21%, предоставляя тем самым группе «Сумма» преимущество при совершении запланированной сделки по приобретению еще 25% из 50% ОАО «Трансконтейнер».

По словам г-на Рожкова, «посредством приобретения доли в Fesco «Сумма» смогла устранить основных конкурентов, которые могли бы поднять цену во время аукциона по ОАО «Трансконтейнер».