Цель Путина укрепить позиции Юралс реализуется в Роттердаме

29 декабря 2011
Джейк Рудницкий, Bloomberg

Премьер-министр Владимир Путин считает, что Россия, которая является крупнейшим мировым поставщиком нефти, должна сократить разрыв между экспортной ценой нефти марки Urals и базисной ценой нефти Brent, наблюдающийся с 2005 года. В достижении данной цели может помочь строительство терминала в Роттердаме, стоимость которого оценивается в 1 миллиард долларов США.

«Группа «Сумма», совладелец крупнейших российских нефтеотгрузочных терминалов в Новороссийске и Приморске, планирует инвестировать в строительство нового терминала, пропускная способность которого составит 3 млн. м3. По словам первого вице-президента «Группы «Сумма» Александра Винокурова, благодаря строительству терминала резервуарные мощности крупнейшего европейского порта возрастут на 10 процентов. Одним из партнеров по данному проекту выступает крупнейший мировой независимый нефтетрейдер «Vitol Group».

Терминал в Роттердаме станет европейским узловым центром, где будет вестись торговля сырой нефтью марки Urals, что обеспечит прямые поставки нефти в порт и стабильность снабжения. По словам А. Винокурова, это станет важным шагом к становлению марки Urals в качестве общепризнанной на фоне снижения добычи и сбоев в поставке нефти Dated Brent – наиболее известная в мире эталонная марка нефти.

«Реальный рынок нефти Brent сокращается, а риски становятся слишком непредсказуемыми, заявил 26 декабря Михаил Темниченко, вице-президент Санкт-Петербургской Международной Товарно-Сырьевой Биржи. – Марка Urals – наиболее очевидная замена, она поставляется стабильно и в больших объемах несколькими участниками рынка».

Планы строительства терминала в Роттердаме служат подтверждением того, что конкуренция ужесточается по мере развития ситуации с эталонными марками нефти, как было замечено в ноябрьской презентации «Platts», подразделения компании «McGraw Hill Cos.» (Нью-Йорк), занимающейся расчетом цен на энергоресурсы. 6 января «Platts» планирует расширить базу формирования цен на нефть Brent, увеличив временной промежуток, за который измеряются грузы.

Совместное предприятие

Терминал может поспособствовать развитию рынка срочных сделок по нефти Urals, что, по словам Якоба Оливье, исполнительного директора швейцарской компании «Petromatrix GmbH» (Цуг), занимающейся исследованием нефтяного рынка, необходимо для получения статуса эталонной марки.

«Идея построить в Роттердаме узловой центр торговли российской сырой нефтью имеет смысл», – сказал Якоб Оливье во вчерашней телефонной беседе. – Нужно видеть, кто имеет доступ к нефти. Если это [терминал] будет нечто вроде терминала в Кушине с большим числом участников, то со временем может сложиться отдельный рынок», - сказал Я. Оливье, имея в виду пункт поставки в Оклахоме, где совершаются расчета по срочным сделкам по нефти, заключаемым на Нью-Йоркской Товарной Бирже.

По словам Дениса Ворчика, аналитика из Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» в Москве, новый узел может также помочь обеспечить требуемые объемы экспортной нефти с терминала в Приморске, находящегося в собственности Новороссийского морского торгового порта, по мере выполнения работ российским оператором ОАО «Транснефть» по созданию нового объекта на Балтийском море. ОАО «Транснефть» и «Группа «Сумма» совместно владеют 50,1% акций Новороссийского порта, стоимость которых по результатам конца вчерашнего дня выросла на 0,4% и составила 3 рубля – самая высокая отметка за неделю.

Раньше срока?

«Возможностей выйти на европейский рынок немного, а учитывая то, что Россия является одним из основных экспортеров сырой нефти на этом рынке, это имеет смысл», – сказал 26 декабря аналитик из московской компании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин.

Как сказал А. Винокуров в интервью 26 декабря, при «активном» строительстве терминал может быть сдан в эксплуатацию к 2013 или 2014 году, т.е. ранее первоначально запланированного срока в 2015 году.

Россия является крупнейшим поставщиком нефти в Европейский союз. Нефть марки Urals, смесь сортов сырой нефти, добываемых на территории Приволжского федерального округа и Западной Сибири, составляет около 80% от российского экспорта в 5,6 млн. баррелей в день.

Судя по результатам оценки системой «Блумберг» планов отгрузки, объемы добычи сырой нефти, составляющих основу для формирования цены на марку Dated Brent, которая является эталонной для более чем половины мировых сортов нефти, в том числе и Urals, сократились с 1,5 млн. баррелей в день (на декабрь 2007 г.) до 1,1 млн. в текущем месяце.

Увеличение периода

Основываясь на заявлении от 16 сентября, «Platts» рассматривает возможность еще большего увеличения периода времени, за который определяются объемы поставок - до 2015 или даже 2016 года, и может включить большее число сортов сырой нефти в свой расчет цены на нефть Brent. Основой для расчета служит смесь из нескольких видов сырой нефти, добываемой в Северном море, в том числе нефти марок Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk.

Базисная цена на нефть Brent в последнее время требует периодических корректировок, поскольку добыча ее упала в 90-х гг. Марки Forties и Oseberg были добавлены к эталонной марке в 2002 году, а Ekofisk – в 2007.

За последние двадцать лет цена на Urals в северо-западной Европе в среднем отличалась от цены на Brent на 1,79 долл. США. В. Путин в одном из своих обращений в 2005 году, будучи еще президентом, назвал данный разрыв «очень несправедливым». В результате правительство создало отечественную товарно-сырьевую биржу и марку нефти, назвав ее Российской экспортной нефтяной смесью, или Rebco.

Российская сырая нефть продавалась с 40%-ной надбавкой к нефти Brent, наибольшей за всю историю, с 1 по 6 декабря, когда ЕС наложил более жесткие санкции на Иран. 28 декабря разница в ценах составила 20%.

Как сообщил М. Темниченко в телефонной беседе, «Группа «Сумма» прогнозирует, что терминал в Роттердаме повысит стабильность поставок нефти Urals за счет создания доступных запасов за пределами России. Это может способствовать формированию рынка срочных сделок по нефти Urals.

Более понятная ситуация

«Ситуация с нефтью Urals станет более понятной для трейдеров, и благодаря этому данная марка может стать ценовым показателем», – считает Темниченко.

Срочные сделки по нефти Urals заключаются на крупнейшем мировом рынке срочных сделок на энергоресурсы Nymex с октября 2006 под обозначением Rebco. По словам Аллана Шенберга, представителя учредителя Nymex, компании «CME Group Inc.», за последние два года сделки по Rebco не заключались.

ОАО «Транснефть» и государственная газовая монополия ОАО «Газпром» сократили поставки энергоресурсов в соседние транзитные страны во время разногласий, связанных с ценами на поставку и транспортировку, которые вызвали сбои в снабжении Европы энергоресурсами.

ОАО «Газпром» дважды за последние шесть лет сокращает поставки газа на Украину в день Нового года. 1 января почти на месяц были приостановлены поставки нефти ОАО «Транснефть» в Беларусь, что выразилось в сокращении транзита нефти через территорию Беларуси на 650 000 тон.

В рамках усилий России по расширению мощностей по транспортировке и снижению зависимости от транзитных стран ОАО «Транснефть» было построено звено Балтийской трубопроводной системы-II для транспортировки нефти в регион Финского залива.

Технические проблемы

Как сказал в телефонной беседе 56 декабря Д. Ворчик из «УРАЛСИБА», «терминал в Роттердаме может обеспечить требуемые объемы поставки из Приморска» в условиях возможной конкуренции со стороны нового терминала в порту Усть-Луга. По сообщению от ОАО «Транснефть» в прошлом месяце, сдача Усть-Луги задерживается уже на три месяца (пуск был запланирован на 1 декабря) из-за технических проблем.

Строительство терминала в Усть-Луге ведет конкурент группы «Vitol», компания «Gunvor Group Ltd.», в месте окончания звена ОАО «Транснефть» в Балтийской трубопроводной системе-II. Трубопровод имеет пропускную способность 38 млн. тонн в год, или 451 000 баррелей в день, а через Приморск проходит около 70 млн. тонн сырой нефти в год.

По словам А. Винокурова, нефть Urals можно будет покупать с погрузкой в Роттердаме с помощью «плавучего трубопровода», основу которого составляют челночные танкеры ледового класса, которые по Балтийскому морю будут перевозить нефть из Приморска в Роттердам.

В своей презентации 20 октября, «Группа «Сумма» сообщила, что в Роттердаме нефть Urals может стать эталонной маркой, при этом может сформироваться рынок срочных сделок по ней.

А. Винокуров заявил: «Она [марка Urals] может стать эталонной, если стабильные поставки будут налажены в самом центре Европы. Мы настроены действовать решительно».