Теперь FOB Роттердам

24 октября 2011
Эксперт, 24.10.2011

Российская компания «Сумма» планирует построить нефтяной терминал в Роттердаме. Предположительно проект обойдется до 1 млрд долларов и обеспечит продажу большого количества российской нефти прямо в Европе. Генсоглашение по проекту подписано в Кремле 20 октября между председателем совета директоров «Суммы» Зиявудином Магомедовым и президентом порта Роттердам Хансом Смитсом в присутствии президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте.

Непосредственным исполнителем проекта будет Shtandart TT B.V. — СП «Суммы» и голландской VTTI, где россиянам принадлежит доля в 75%.

У «Суммы» большой опыт работ по строительству и эксплуатации морских нефтеналивных терминалов в России. Ей принадлежит Новороссийский морской торговый порт, владеющий в том числе и нефтяным терминалом в Приморске, близ Петербурга. А Приморск сегодня обеспечивает львиную долю экспортных поставок нефти из России по морю. Кроме того, в составе группы имеется строительная компания «Стройновация». Весной этого года она приобрела 61% чешской OKZ Holding, уже имеющей опыт работ по строительству терминалов в Роттердаме.

VTTI — крупный оператор терминалов. Компания принадлежит на паритетных началах таким зубрам международной нефтеторговли, как Vitol (крупный нефтетрейдер со швейцарской пропиской) и MISC Berhad (малазийская корпорация, работающая в области судоходства и терминалов, подконтрольна нефтяной компании Petronas).

История с терминалом в Роттердаме началась в 2010 году, когда администрация порта объявила открытый конкурс на право строительства нового терминала на площади в 55 га. Конкурс выиграла Shtandart TT B.V. Проект предусматривает строительство резервуарных мощностей вместимостью до 3 млрд кубометров. Площадь будет поделена на две функциональные зоны. Первая зона, в 45 га, разместит портовую инфраструктуру. При глубине причалов до 20 м она сможет принимать суда водоизмещением до 300 тыс. тонн. Вторая зона соединяется с первой трубопроводом в 750 м и носит характер склада. Работы по строительству терминала Tank Terminal Europoort West начнутся в 2013 году. А в 2015 году российско-голландский объект вступит в эксплуатацию.

В «Сумме» полагают, что новый терминал будет работать на основе концепции открытого хаба, создающего торговую платформу для нефти марки Urals. С терминала в Приморске челночными танкерами ледового класса нефть будет поступать на торговую площадку в Европе. А далее расходиться по другим странам. С 2015 года участники рынка смогут приобретать российскую нефть марки Urals с условием поставки FOB в Роттердаме. От обслуживания оборота этой торговой площадки «Сумма» планирует получить основной доход. Как объявил первый вице-президент группы «Сумма» Александр Винокуров, «мы рассчитываем окупить этот проект за пять-семь лет».

Нефтяники уже проявили большой интерес к проекту. Продавать свою нефть на условиях FOB Роттердам им выгоднее, чем на стандартных условиях FOB Новороссийск или FOB Приморск.

©ЗАО «Группа Эксперт», 24.10.2011