Россия и Китай вместе строят порт Зарубино
С точки зрения политологов, на данный момент действительность в отношении некоторых вопросов выхода к морю в Китае обстоит следующим образом: даляньский порт слишком перегружен, а возможности порта Инкоу ограничены; все три восточные провинции Китая не имеют выхода к морю и, соответственно, не оказывают ни малейшего влияния (равно как и контроля) в таком стратегически важном регионе, как акватория Японского моря (КНДР и Республика Корея называют его «Восточным морем»). Определённо, в памяти китайского народа всё ещё свежо воспоминание о «Российско-китайском Айгуньском договоре» и ряде иных неравноправных договоров, заключение которых обернулось для страны, по сути, национальным позором, и привело к утрате определённых суверенных прав.
По прошествии некоторого времени и наступлении самого лучшего периода сотрудничества России и Китая за всю историю отношений этих двух государств, ситуация претерпевает постепенные, но существенные изменения. На днях интернет-версия газеты «Жэньминь жибао» опубликовала статью о том, что в Москве прошла специально организованная презентация проекта совместного российско-китайского строительства Большого универсального морского порта Зарубино. Проект представил Константин Панин – вице-президент Группы «Сумма», которая является самой крупной в России и третьей по величине в Европе компанией, осуществляющей деятельность в области морских перевозок. Панин заявил, что планируемый ежегодный объем грузооборота вышеупомянутого крупномасштабного и универсального морского порта составит 60 млн тонн. Вице-президент Группы «Сумма» также выразил надежду, что Большой порт «Зарубино» станет одним из самых крупных в Северо-восточной Азии, и, очевидно, может способствовать улучшению условий транспортного потока данного региона.
По имеющимся сведениям, Большой порт Зарубино расположен на юго-востоке Приморского края Дальневосточного региона России, приблизительно в 18 км от границы с Китаем. Помимо того, что Зарубино является естественным незамерзающим портом на российском Дальнем Востоке, важное обстоятельство заключается в том, что порт связан железнодорожными путями и автомобильными трассами с внутренними территориями России, а также с городом Хуэйчунь китайской провинции Цзилинь.
Интернет-версия газеты «Жэньминь жибао» сообщает, что «после того, как будет запущен в эксплуатацию порт Зарубино, Китай получит выход к морю через реку Туманная». Это означает, что историческая проблема отсутствия выхода к морю трёх восточных провинций Китая будет решена с относительной лёгкостью, что позволит даже северной части Внутренней Монголии также установить прямое сообщение с международным рынком.
Помимо этого, в ходе презентации проекта вице-президент Группы «Сумма» сообщил, что строительство Большого порта Зарубино расширит канал сообщения Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой и Средней Азией, а также будет способствовать сотрудничеству России и Китая на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Константин Панин также добавил, что «порт Зарубино сможет решить проблему отсутствия выхода к морю провинции Цзилинь». Вместе с тем, важнейшей составной частью порта Зарубино будет являться причал для транспортировки зерна, который «сможет послужить хорошей логистической базой для российско-китайской торговли зерном» и обеспечить безопасность зерновых поставок в Китай и Азию в целом.
«В общем, это является хорошим примером того, как поймать сельдь на мелкую рыбёшку».
16 сентября Сю Чанлэ, эксперт по региональной экономике Восточно-китайского педагогического университета, дал интервью корреспонденту «International Finance News», в котором отметил, что «с точки зрения экономики, выход к морю через Россию и Японское море будет способствовать возрождению старой промышленной базы северо-восточного Китая и её открытости внешнему миру, а использование международного потенциала благоприятно скажется на развитии экономики на всём северо-востоке Китая и в районе реки Туманная. Учитывая текущую геополитическую обстановку, России придётся ускорить темпы сотрудничества с Китаем в портовой сфере, ведь в период введения США и Европой санкций и экономической блокады в отношении России ей пришлось обратить ещё большее внимание на восток и продолжить выявлять потенциал сотрудничества с Китаем».
Во время интервью корреспонденту «International Finance News» были озвучены мнения и других специалистов. Они отмечают, что сотрудничество в сфере строительства Большого порта Зарубино объективно показало прочную основу российско-китайских отношений и взаимное доверие в политической сфере; однако, хоть идея использования этого порта для выхода Китая к морю, несомненно, хороша, тем не менее «следует уделить пристальное внимание общественности следующим вопросам: когда окупится себестоимость строительства порта, когда в полной мере проявится стратегическая значимость этого порта, и как добиться взаимного доверия при ведении бизнеса с российскими бизнесменами».
Многолетнее ожидание
Река Туманная является трансграничной рекой Китая, России и КНДР; она протекает по территории города Хуньчунь провинции Цзилинь, и затем впадает в Японское море. Но исторически сложилось так, что граница России с Китаем находится в 15 км от места впадения реки Туманная в море, в местности Фанчуаньцунь, расстояние от которой до выхода к морю и составляет эти 15 км; здесь же находится и сухопутная граница России с КНДР.
Вследствие этого Китай всегда искал способ, чтобы получить доступ к морю и осуществить стратегию «выхода к морю посредством аренды портов». Однако аренда портов оказалась вовсе не простым делом.
Аренда портов Китаем являлась самой популярной темой в российских СМИ в 2003 году. Причина этого заключалась в следующем: в апреле 2003 года, во время совещания российско-китайской комиссии по экономическим вопросам Китай обратился к России с просьбой о долгосрочной аренде двух российских дальневосточных портов – Зарубино и Посьет. Но занимавший пост заместителя министра транспорта РФ Измайлов тогда отказал Китаю в этой просьбе.
Измайлов заявил, что «порты Зарубино и Посьет находятся в ведении российских портовых компаний. Министерство транспорта РФ решительно выступает за сохранение контроля над дальневосточными портами, и вместе с тем гарантирует, что Китай может разгружать весь свой экспортный товар в этих портах».
Тогда российские СМИ так проанализировали данную ситуацию: порты Зарубино и Посьет затрагивают вопрос российско-китайских территориальных споров и экономических интересов, а вместе с тем и так называемую «теорию китайской угрозы».
С точки зрения стратегических позиций Большой порт Зарубино является одним из важнейших российских портов. Этот порт находится в бухте Троицы в Японском море, на расстоянии более 60 морских миль к северо-востоку от Владивостока; расстояние от города Хуньчунь провинции Цзилинь до побережья составляет почти 60 км. Порт располагается в 50 морских милях к юго-западу от порта Раджин (КНДР), практически в 450 морских милях от порта Пусан (Республика Корея), в 480 морских милях от порта Ниигата (Япония), и граничит с железнодорожными путями, связывающими российский Дальний Восток с КНДР.
Что касается Китая, то стратегия «выхода к морю посредством аренды портов» пока еще ни разу не была реализована. Согласно публикациям «Чаньчунь жибао», Цзян Хуцюань, исполняющий на тот момент обязанности мэра города Хуньчунь, а также исполняющий обязанности его заместителя Фэн Юйхуа в марте 2010 года проводили проверку порта Зарубино и вели обсуждение на предмет интенсивного сотрудничества с господином Пивоваровым – генеральным директором ОАО «Морской порт в бухте Троицы».
По сообщениям «Чаньчунь жибао», на основании достигнутого консенсуса правительственные структуры г. Хуньчунь, в ведении которых находится судоходство, подписали с представителями Большого порта Зарубино рамочное соглашение о сотрудничестве: «обе стороны единогласно считают, что открытие нового международного транспортного пути из города Хуньчунь через порт Зарубино в Азиатско-Тихоокеанский регион чрезвычайно важно; наши стороны согласились сотрудничать в сфере организации транспортных портовых потоков, реконструкции погрузочно-разгрузочного оборудования и модернизации площадок для контейнеров, а также в сферах увеличения объёма грузооборота и строительства портовых складов».
В декабре 2011 года «Цзилинь жибао», ссылаясь на заявление Цуй Шэнлуна – заместителя главы канцелярии пункта пропуска г. Хуньчунь, заявила, что «порт Зарубино будет представлять собой международный порт с современными площадками для контейнеров и современным погрузочно-разгрузочным оборудованием. На протяжении этого года китайская сторона сотрудничает со структурами порта Зарубино, и уже вложила 20 млн юаней в обновление и реконструкцию погрузочно-разгрузочного оборудования, площадок, складов и другой комплексной инфраструктуры порта Зарубино, а также закупила ричстакеры и автопогрузчики с вильчатым захватом для контейнеров весом 45 тонн».
«Когда тыква созревает, черенок отпадает / Всему свое время»
Порт Зарубино обратил на себя пристальное внимание мировой общественности. Особенно это было заметно во время саммита СВМДА в Шанхае в мае этого года, когда, в присутствии лидеров России и Китая, провинцией Цзилинь и российской Группой «Сумма» было подписано рамочное соглашение о совместном строительстве универсального и крупномасштабного порта Зарубино.
Анализ этого факта свидетельствует о том, что «данный проект является стратегически важным для сотрудничества в сфере транспортных потоков между китайскими местными органами управления и крупнейшей российской компанией; он символизирует, что сотрудничество провинции Цзилинь и крупнейшей российской компании стало делом государственной важности, а деловое сотрудничество двух государств вышло на новый уровень». Вместе с тем, данный проект уже вошел в состав «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
По имеющимся сведениям, порт Зарубино находится в ведении Группы «Сумма», и датой завершения проекта назван 2018 год. После окончания строительства порта планируется активное увеличение объёма грузооборота и достижение им уровня 60 млн тонн, что существенно превышает цифру в 1,2 млн тонн, ранее упоминаемую в СМИ. Кроме того, российская сторона заявила, что важнейшим направлением в рамках данного проекта будет строительство причала для транспортировки зерна, и «российская сторона уже подписала соглашение с сельскохозяйственной станцией «Новая дружба» провинции Хэйлунцзян о ежегодной поставке 10 млн тонн зерна».
Именно по этой причине вице-президент Группы «Сумма» господин Панин особо выделил вопрос безопасности зерновых поставок во время презентации проекта в Москве. Панин заявил, что «причал для транспортировки зерна является важнейшей составной частью проекта по строительству порта Зарубино; это создаст хорошую логистическую базу для российско-китайской торговли зерном, и обеспечит безопасность поставок зерна в Китай и Азию в целом».
«Однако, является очевидным то, что безопасность зерновых поставок – только один из нескольких ключевых моментов. Россия и российские предприятия сейчас заметно активизировались, чего не наблюдалось ещё 10 лет назад; Россия и Китай даже прекратили территориальные споры, чему в немалой мере способствовали чрезвычайные перемены политической обстановки в мире».