Санкции Запада заставили российские порты обратить своё внимание на Восток

23 сентября 2014
Пострадал ли в действительности «Белый медведь» после введения Западом многочисленных санкций в отношении России? Изменения объёмов грузооборота российских морских портов, являющихся одним из основных российских каналов импорта и экспорта, очень хорошо иллюстрируют сложившуюся ситуацию. Корреспондент газеты «Глобал таймс» на днях посетил несколько крупнейших российских морских портов, и выяснил, что, по данным портовой статистики, санкции Запада вовсе не повлияли на морскую торговлю России. Однако российские порты с надеждой обратили своё внимание на Восток, чтобы ещё больше обезопасить себя от возможных рисков.
 
Султан Батов – генеральный директор ОАО «Новороссийский морской торговый порт» – сообщил корреспонденту «Глобал таймс», что обычно существует 3 способа транспортировки больших партий товаров из материкового Китая на внутренние территории России. Самый часто встречающийся способ – сухопутный: железнодорожная транспортировка товаров в Москву и другие российские центральные районы через Дальний Восток, что подразумевает перемещение груза на расстояние около 8 тысяч км. Второй способ – отправка товаров на грузовом судне в Роттердам, Гамбург и другие европейские порты, с дальнейшей перевозкой в Санкт-Петербург и другие российские порты; при этом расстояние, которое проедет груз, будет равно 18 тысячам км. И третий способ – поставка товаров напрямую в Новороссийск, город-порт на Чёрном море; такой способ транспортировки позволит уменьшить расстояние на 5 тысяч км, что не только сократит время доставки, но и позволит получить преимущество в виде низкой себестоимости морских перевозок.
 
Безусловно, популярность порта Новороссийск у китайских партнёров значительно ниже популярности таких крупных российских портов, как, например, Санкт-Петербург; однако Новороссийск является самым крупным портом России и третьим по величине портом в Европе: объём грузооборота этого порта даже выше, чем у известного немецкого порта Гамбург. Новороссийск находится на пересечении европейских транспортных путей и имеет прямой выход к Центральной части России. Выгодное географическое положение позволяет городу Новороссийску, с населением всего в 300 тысяч человек, осуществлять около 30 процентов морских перевозок России. Посетив этот порт, корреспондент «Глобал таймс» убедился, что суда из Европы, Ближнего Востока, Индии, и даже из китайского Гонконга непрерывно выгружают здесь грузовые контейнеры и другие сухие грузы, а российские полезные ископаемые и продовольствие отправляются на экспорт именно отсюда.
 
Согласно статистике порта Новороссийск, в августе объём торговли не только не снизился, но даже вырос на 2 – 3 процента. По заявлению ответственного лица порта, мировой рынок находится в стадии перепроизводства товаров, так что даже после прекращения поставок в Россию западных импортных товаров, в скором будущем появятся поставщики аналогичной продукции из других регионов, которые и заполнят создавшийся вакуум. Вслед за постепенным урегулированием отраслевой структуры производства России, новой точкой роста порта Новороссийск становится экспорт зерна. Отправляемая из данного порта российская пшеница поставляется в европейскую часть Турции, ближневосточный Израиль, Египет и многие другие африканские государства. По словам Султана Батова, в настоящее время правительственная поддержка позволяет порту активно обновлять такие объекты инфраструктуры, как железнодорожные и автомобильные терминалы, чтобы обеспечить постоянно растущий объём грузовых перевозок.
 
Не затронут санкции и дальневосточные порты, находящиеся на другом конце России. Владивосток является круглогодично незамерзающим крупнейшим портом России, осуществляющим контейнерные перевозки товаров между Россией и различными азиатскими странами. Благодаря развитию высокоскоростного транспорта в Азии, этот таинственный порт, постоянно закрытый до распада СССР по причине своего военного назначения, за короткий период времени в 20 лет стал одним из крупнейших торговых портов Дальнего Востока. Годовой объём грузооборота основных товаров в порту Владивосток составляет 3 млн 850 тысяч тонн, включая грузооборот в 150 тысяч автомашин и 600 тысяч стандартных контейнеров. Большое количество товаров из Японии и Южной Кореи доставляются именно в этот порт, а затем транспортируются по сибирской железной дороге в различные российские регионы.
 
Япония также приняла участие в санкциях против России, но беспокоится ли Россия о будущих последствиях дальнейшего расширения санкций? Заместитель генерального директора ОАО «ВМТП» Александр Башков заявил, что несмотря на то, что японские товары занимают достаточно значительную часть в экспортно-импортной торговле Владивостока (так, например, на улицах города более 60 процентов машин составляют подержанные японские автомобили с правым рулём), Россия вовсе не считает, что Япония будет всерьёз проводить политику санкций в отношении России. В настоящее время санкции против России ещё не затронули японские товары – напротив, грузооборот товаров из Японии в порту Владивостока стабильно растёт. Господин Башков сообщил, что недавно в сибирском городе Томске состоялась встреча губернаторов Дальнего Востока и мэров нескольких японских городов, на которой представители Токио выразили уверенность в том, что санкции – это политический вопрос, и они не должны влиять на народную экономику.
 
Несмотря на то, что крупнейшие российские порты пока не подверглись влиянию санкций, противостояние России и Запада по-прежнему продолжается. В целях снижения будущих рисков крупнейшие порты России рассматривают вопрос расширения сотрудничества с Китаем. Ряд важных портов, железных дорог и объектов логистики принадлежит российской Группе «Сумма». Зиявудин Магомедов – председатель совета директоров этой крупной компании – сообщил корреспонденту «Глобал таймс», что западные санкции напрямую не повлияли на деятельность Группы «Сумма». Но если рассматривать проблему в глобальном аспекте, то становится очевидно, что вышеупомянутые санкции по-прежнему будут оказывать влияние на российскую экономику в целом, и многие компании столкнутся с трудностями в финансовой сфере. Господин Магомедов надеется на то, что Россия сможет построить хорошие отношения с восточными государствами, а сотрудничество с Китаем не будет ограничиваться только газовой и нефтяной сферой, так как потенциал сотрудничества двух государств в сфере транспорта и сельского хозяйства также чрезвычайно высок.
 
Общеизвестно, что в настоящее время Россия в основном осуществляет экспорт сырья, в то время как Китай занимается преимущественно экспортом товаров посредством контейнерных перевозок. К примеру, порт Новороссийск может осуществлять транспортировку 500 тысяч стандартных контейнеров в год, среди которых примерно 25% – 30% прибывают из Китая. Китайская компания Lifan Group осуществляет поставку автозапчастей на Калининградский автосборочный завод именно через новороссийский порт. Глава порта Султан Батов признал, что действующая российская процедура таможенной очистки товаров является очень хлопотной: приходится предоставлять гораздо большее количество документов и заниматься урегулированием формальностей в большем объёме, чем того требуют европейские порты – и это создаёт значительные неудобства для расширения китайско-российской морской торговли.
 
Однако, по словам господина Батова, новороссийский порт (при содействии российского правительства) занимается упрощением процедуры таможенной очистки, с целью облегчить процесс импорта китайских товаров: «Не так давно ответственные лица, занимающиеся вопросами таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, провели специальную встречу, на которой должное внимание уделялось совершенствованию системы «Одного окна», смысл которой заключается в том, чтобы сформировать одно офисное окно для обращений, где можно будет полностью осуществить процедуру подачи и проверки всех документов. Это позволит избежать ситуаций, когда разные структуры одновременно занимаются вопросами таможни, санитарного и фитоконтроля, и, по предварительным расчётам, даст возможность завершить таможенную очистку в течение 24 часов с момента подачи таможенных документов».
         
Помимо улучшения условий для привлечения китайских импортных товаров, Россия также примет непосредственное участие в доставке грузов в Китай. Группа «Сумма» объявила о планах по сотрудничеству России и Китая в отношении реализации совместного проекта «Большой порт Зарубино», который будет использоваться для контейнерных перевозок, транспортировки продовольствия и основных потребительских и иных товаров. Годовой объём грузооборота порта Зарубино должен составить 100 млн тонн. По имеющимся данным, порт расположен на Дальнем Востоке, в юго-восточной части Приморского края России и в 18 км от границы с Китаем. Большой порт Зарубино является незамерзающим российским дальневосточным портом, а железнодорожные и автомобильные транспортные пути связывают его как с российской территорией, так и с китайской провинцией Цзилинь. Северо-восток Китая является крупным экспортно-импортным регионом этого государства, а из-за низкой себестоимости грузовых перевозок и наиболее выгодным экономически. Однако, из-за фактического отсутствия у провинции Цзилинь (а также и у соседних с ней провинций Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия) выхода к морю, после окончания строительства порта Зарубино основной задачей будет организовать морскую поставку сырья и товаров из трёх восточных провинций на юг Китая – это позволит снизить нагрузку на железнодорожную сеть материкового Китая. Более того, данный порт находится рядом с Японией и Южной Кореей, и перевозка груза от Зарубино до западного побережья США будет осуществляться на расстояние, которое составит на 3 тысячи км меньше, чем традиционная авиаперевозка, что безусловно будет способствовать развитию экспорт-ориентированных отраслей китайского Северо-Востока. Пресс-секретарь Группы «Сумма» Евгений Тимошинов заявил, что через порт Зарубино можно будет осуществлять транспортировку различных видов грузов: от зерна и золота до запчастей к автомашинам, от минеральной воды до металлов, глинозема (или окиси алюминия), и т.д. Поэтому, помимо удовлетворения внутренних грузо-транспортных потребностей Китая, порт Зарубино в будущем может способствовать развитию сотрудничества России со странами АТР.