Россия продвигает проект по строительству порта «Зарубино» Провинция Цзилинь получит выход к морю

30 сентября 2014
Россия, подвергнувшаяся целой серии санкций со стороны Запада, в настоящий момент укрепляет свои позиции в области торгово-экономического сотрудничества с Китаем, а также продвигает проект по строительству Большого порта Зарубино, расположенного на Дальнем Востоке.
 
19 сентября Баинь Чаолу – секретарь Комитета КПК провинции Цзилинь – встретился с президентом Группы «Сумма» господином Винокуровым в г. Чанчунь. Это уже четвёртая встреча Баинь Чаолу с президентом Группы «Сумма» за четыре месяца, начиная с 17 мая.
 
Поводом для встречи послужил совместный проект сотрудничества по строительству Большого порта Зарубино. Порт Зарубино является естественным незамерзающим портом на российском Дальнем Востоке и расположен к северу от места впадения реки Туманная в море, в 18 км от китайской границы. Порт связан железнодорожными путями и автомобильными трассами с внутренними территориями России, а также с городом Хуэйчунь провинции Цзилинь (расстояние до которого составляет около 60 км). Зарубино также граничит с железной дорогой, связывающей российский Дальний Восток с КНДР.
 
По мнению российской стороны, Большой порт Зарубино является одной из важных составляющих плана по развитию российского Дальнего Востока; данный проект уже упомянут в «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».
 
«Территория России велика, на востоке у России есть надёжный партнер в лице Китая, и мы должны учитывать этот фактор». Зиявудин Гаджиевич Магомедов, председатель совета директоров Группы «Сумма», отметил в своём интервью, что, хотя большую долю современных российско-китайских торгово-экономических отношений составляет сотрудничество в нефтяной и газовой сферах, он надеется на постепенный рост темпов сотрудничества в области логистики, технологий и других сфер. «Самой большой проблемой является то, что на протяжении прошедших 20 лет России не хватало опыта сотрудничества и взаимодействия с Китаем».
 
Есть надежда стать открытым портом
 
План развития российского Большого порта Зарубино предполагает строительство дополнительных 12 – 15 причалов (на базе существующих на данный момент четырёх причалов). В интервью корреспонденту китайского периодического издания «Первая финансовая ежедневная газета» Александр Ананенко (руководитель по управлению портовыми проектами Группы «Сумма») заявил, что порт будет разделён на три части – причал для контейнеров, специальный причал для продовольствия и комплексный причал; годовой объём грузооборота должен составить 60 млн тонн.
 
Строительство порта рассчитано на 3 года, и подведомственные российскому Министерству транспорта структуры уже выделили на этот проект 24 млрд рублей из бюджетных средств.
 
Группа «Сумма» планирует вложить 12 млрд рублей собственных средств, что в итоге составит около 1 млрд долларов инвестиций.
 
В первой декаде сентября Зиявудин Магомедов, в своём интервью корреспонденту вышеупомянутого издания, выразил надежду на то, что Большой порт Зарубино сможет стать свободным портом, и будет освобождать от таможенных пошлин производственные предприятия и предприятия экспорта. «Мы сейчас изучаем мировой опыт, учитывая при этом российскую специфику; за месяц закончим это исследование и сможем выдвинуть правительству наши предложения».
 
При этом господин Магомедов также отметил, что рассчитывает на то, что Большой порт Зарубино станет крупным транспортным узлом; соответственно, учитывая опыт шанхайского и сингапурского портов, Группа «Сумма» будет уделять особое внимание вопросу повышения уровня обслуживания.
 
Учитывая географическое положение Большого порта Зарубино, основное его использование будет заключаться в транспортировке товаров из Северо-Востока Китая в различные регионы мира, а также в их доставке на юг Китая. Александр Ананенко заявил, что Северо-Восток Китая является самым крупным пунктом перевозки товаров для российского Дальнего Востока, и «только с помощью понимания и содействия со стороны Китая мы сможем реализовать этот проект, потому как если не будет товаров, то порт не сможет нормально функционировать».
 
20 мая, во время саммита СВМДА в Шанхае, правительство провинции Цзилинь и Группа «Сумма» подписали рамочное соглашение о совместном строительстве Большого порта Зарубино, в котором утвердили структуру и трафик транспортировки китайских товаров через порт. 
 
В соответствии с данным рамочным соглашением, 9 июня 2014 года «Цзилиньская зерновая компания» и Группа «Сумма» подписали договор о намерениях по сотрудничеству в рамках крупномасштабного проекта по грузовым перевозкам Большого порта Зарубино. Более того, стороны достигли соглашения в вопросе транспортировки зерна «Цзилиньской зерновой компанией» через Большой порт Зарубино, а также оговорили и другие вопросы.
 
Александр Ананенко заявил, что подписанное с китайской стороной соглашение включает в себя транспортировку 2 млн контейнеров и 50 млн тонн насыпных грузов. Эти цифры уже превышают планируемый объём грузооборота Большого порта Зарубино.
 
Цзилинь осуществляет стратегию «Выхода к морю посредством аренды портов»
 
В рамках сотрудничества в сфере строительства Большого порта Зарубино, хорошо взвесив все «за и против» и продумав все нюансы, провинция Цзилинь собирается осуществить уже давно запланированную стратегию «Выхода к морю посредством аренды портов» с помощью проекта по строительству Большого порта Зарубино.
 
Цзилинь – внутриконтинентальная провинция, находящаяся на расстоянии 10 с лишним км от моря. Внешнеторговые товарные перевозки провинции проходят через городские округа Инкоу и Даньдун, а также город Далянь провинции Ляонин.
 
Помимо организации транспорта товаров для внешней торговли, провинция Цзилинь в настоящее время ищет наиболее удобные способы транспортировки и в сфере внутренней торговли.
 
Проект по трансграничной перевозке товаров в сфере внутренней торговли является одним из трёх передовых направлений работы, продвигаемых «Планом развития межрегионального сотрудничества в районе реки Туманная», который реализуется городом Хуньчунь. В плане говорится об использовании следующего способа транспортировки товаров в сфере внутренней торговли провинции Цзилинь: товар отправляется из устья реки в городе Хуньчунь провинции Цзилинь, в портах Юаньтинли и Раджин (КНДР) производится его перевалка, а затем уже товар отправляется прямым рейсом в порты Шанхая и Нинбо.
 
В январе этого года успешно прошла пробная трансграничная перевозка первой партии китайского угля через порт Раджин (КНДР). Согласно подсчётам, опубликованным газетой «Цзилинь жибао», после запуска проекта по трансграничной перевозке годовой объём угля, поставляемого из города Хуньчунь через порт Раджин в КНДР на электростанцию, находящуюся на побережье Юго-Восточного Китая, может достигнуть 1 млн тонн, и экономия на фрахтовых расходах составит 60 юаней с каждой тонны угля.
 
Однако Большой порт Зарубино может стать ещё одной альтернативой при осуществлении провинцией Цзилинь организации трансграничных товарных перевозок.
 
17 мая этого года, во время встречи с господином Винокуровым, Баинь Чаолу заявил, что Большой порт Зарубино обладает более выгодными условиями, и региональное преимущество показывает, что данный порт может стать главным и стратегически важным портом, предоставляющим провинции Цзилинь выход к морю.
 
К тому же через провинцию Цзилинь проходят массовые товарные потоки, что требует более удобного канала морских перевозок – на короткие расстояния и с низкой себестоимостью.
 
Совместный проект по строительству Большого порта Зарубино позволит создать благоприятные условия для обеих сторон и позволит вести высокоэффективное и деловое сотрудничество. Провинция Цзилинь в дальнейшем сможет активно привлекать предприятия к использованию порта для выхода к морю, тем самым развивая логистику, а также поддерживать увеличение объёма товарных потоков и гарантировать стабильную и непрерывную работу порта.
 
Для продвижения сотрудничества провинции Цзилинь с Группой «Сумма» правительство провинции Цзилинь создало специальную рабочую группу; главой этой группы назначен член постоянного провинциального партийного Комитета и заместитель губернатора Чэнь Вэйгэнь.
 
Во время встречи 19 сентября Баинь Чаолу также выразил надежду на то, что в процессе строительства и комплексного планирования порта будут активно привлекаться китайские предприятия, что позволит последовательно повышать уровень двустороннего сотрудничества.
 
Вместе с тем следует ускорить начало работы над проектом по строительству центра накопления грузов города Хуньчунь, одновременно с этим продвигая сотрудничество в сфере строительства автодорог, двойных железнодорожных линий и других объектов инфраструктуры; активно планировать строительство высокоскоростной железной дороги, проходящей от российского Владивостока до города Хуньчунь провинции Цзилинь, а также увеличивать региональные логистические и пассажиропотоки, чтобы обеспечить порту удобную логистическую базу.
 
В настоящее время в рамках реализации проекта по строительству центра накопления грузов города Хуньчунь уже были выполнены такие виды работ, как регистрация компаний и выбор площадки для строительства; на данный момент осуществляется подготовка к совместному проектированию этого проекта. Вместе с тем, в планы двустороннего сотрудничества также входит и строительство двойных железнодорожных линий, автодорог и других объектов инфраструктуры; уже активно ведутся работы по осуществлению задач в данных направлениях.
 
Александр Ананенко ранее сообщил корреспонденту, что 6 инженеров Группы «Сумма» рассматривают возможность визита в г. Хуньчунь 20 сентября, с целью обсуждения вопросов планирования и проектирования железнодорожных путей.