Российский порт обозначил большие региональные перспективы, в частности для Северо-восточной части Китая
Судно компании China Ocean Shipping (Group) Company (COSCO), наполненное грузовыми контейнерами, направляется в российский дальневосточный морской торговый порт во Владивостоке. Вдоль побережья расположилась очередь судов из Южной Кореи, Сингапура и России, ожидающих у причала с транспортными средствами, древесиной и нефтепродуктами на борту.
Владивостокский порт длиной 3,1 км — один из самых загруженных портов на Дальнем Востоке России, через который ежедневно перевозят автомобили, контейнеры, зерновые продукты, а также нефть и газ.
«В последние годы резко увеличилось число грузовых судов, следующих из Китая», — сообщил Global Times Александр Башков, заместитель генерального директора ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (входит в транспортную группу Fesco).
Fesco планирует инвестировать 6,2 миллиарда российских рублей в расширение контейнерного терминала с 2015 по 2020 год, что позволит увеличить ежегодную транспортную мощность на 380 000 единиц TEU по сравнению с текущим объемом в 500 000 единиц TEU.
Данное решение сопровождается укреплением экономических связей между Китаем и Россией, после того, как, начиная с марта, США и Евросоюз наложили ряд экономических санкций на Россию.
Новый порт
Китай и Россия также обдумывают возможность строительства нового порта в 80 км к юго-западу от нынешнего Владивостокского порта.
По словам Александра Ананенко, руководителя по управлению портовыми проектами Группы «Сумма», порт «Зарубино», незамерзающий порт, расположенный в 18 км от Российско-Китайской границы, будет включать контейнерный, зерновой терминалы, терминал ро-ро, генеральных и других грузов с общим оборотом в 60 миллионов тонн в год.
В мае частная корпорация Группа «Сумма» подписала соглашение о содействии при реализации проекта строительства нового порта на встрече руководства с Губернатором Северо-восточной провинции КНР Цзилинь в рамках официального визита Президента России Владимира Путина в Китай. Соглашение включает предварительные характеристики структуры и объема грузового потока через порт «Зарубино», поступающего от китайских компаний, а также от Железнодорожной корпорации «Северо-восточная Азия» (Northeast Asia Railway Group Co).
Для реализации проекта требуются инвестиции в размере 3 млрд. долларов США: большая часть поступит со стороны Группы «Сумма», остальные средства — со стороны российского правительства и китайских инвесторов. Как сообщил Ананенко Global Times, начало расширения порта запланировано на 2015 год, а в 2018 году порт будет полностью готов к эксплуатации.
По мнению Башкова, завершение строительства нового порта не представляет угрозы для Владивостокского порта, поскольку каждый из них будет выполнять различные роли: в частности, Владивостокский порт будет специализироваться на грузах, экспортируемых в Россию.
По информации, опубликованной Группой «Сумма», более 60 % от общего объема грузов порта «Зарубино» составят грузы из северо-восточных провинций Китая, которые будут транспортироваться в южные провинции и регионы КНР. Кроме того, около 30 % товаров будут экспортироваться из северо-восточных китайских провинций в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки.
«На сегодняшний день, при необходимости транспортировки грузов из Северо-восточного Китая в США, такие грузы проходят через китайский порт Далянь. После окончательного запуска порта «Зарубино» в эксплуатацию, расстояние, которое будут проходить грузы, сократится на 3 000 километров, а время транспортировки — на целых пять дней», — сообщил Ананенко.
«Мы также продвигаем предложения о дополнительных мерах поддержки проекта «Порт «Зарубино», в частности, предложения по улучшению железнодорожной инфраструктуры вокруг порта, утверждение соответствующей зоны экономического развития и упрощение процедуры прохождения таможенного контроля для транзитных грузов», — сообщил Global Times Зиявудин Магомедов, председатель совета директоров Группы «Сумма».
В настоящий момент порт «Зарубино» не связан с российской Транссибирской железнодорожной магистралью, которая идет от Москвы до Владивостока. При наличии связанной железнодорожной инфраструктуры, товары, транспортируемые через порт, могут поставляться и в другие регионы России.
«Наша задача — в течение пяти-семи лет сделать порт «Зарубино» сопоставимым по объему транспортируемых грузов с китайскими портами Далянь или Шанхай», — сообщил Магомедов.
Развитие Дальневосточного региона
По мнению экспертов, проект «Большой порт «Зарубино» при поддержке государства демонстрирует стремление России к укреплению взаимоотношений с Китаем и восстановлению истощенного Дальневосточного региона.
По данным китайской таможенной службы, в 2013 году объем торговли между Россией и Китаем достиг показателя 89,21 миллиардов долларов США. По прогнозу обеих стран, к 2015 году объем двусторонней торговли достигнет 100 миллиардов, а к 2020 году — 200 миллиардов долларов США.
«Санкции Запада оказали влияние на российскую экономику, поэтому России необходимо построить крепкие взаимоотношения с восточноазиатскими странами», — подчеркнул Магомедов.
Магомедов отметил, что торговля между Россией и Китаем не будет сводиться только к поставкам нефти и природного газа, планируется также затронуть потенциальные секторы транспорта и сельского хозяйства.
«К примеру, на территории Дальневосточного региона страны расположены огромные необработанные земельные участки, на которых «Сумма» планирует построить предприятия по выращиванию сои совместно с китайскими компаниями», — сообщил Председатель совета директоров Группы.
Согласно отчету агентства Reuters на декабрь 2013 года, китайские компании уже получали в аренду или под контроль как минимум 600 000 гектаров земли в Дальневосточном регионе, используемых для выращивания сои и кукурузы, а также под свиноводческие хозяйства.
Увеличение экспорта Цзилинь
Порт «Зарубино» ускорит экономическое развитие Северо-восточной части Китая, в особенности это касается не имеющей выхода к морю провинции Цзилинь.
В 2013 году объем внешней торговли провинции достиг 25,85 млрд. долларов США, что составляет всего лишь 14 % от общего объема международной торговли Северо-восточного Китая, включая провинции Ляонин и Хэйлунцзян.
Провинции Цзилинь не хватает морского порта, из которого можно было бы отправлять товары на зарубежные рынки, поэтому она была заинтересована в порте «Зарубино» уже десять лет назад», — рассказал Global Times Лиу Бин (Liu Bin), профессор Морского Университета Далянь (Dalian Maritime University).
На заседании совета по экономическим связям между Россией и Китаем в 2003 году Китай поднял вопрос об аренде на 49 лет порта «Зарубино» или порта «Посьет», расположенного всего в 40 км от порта «Зарубино» на Дальнем Востоке России, однако затем в российских изданиях появилась информация о том, что Министерство связи России ответило отказом на запрос Китая, а российские угольные компании не выразили особого желания отдавать порты в аренду Китаю.
После этого Цзилинь обратилась к соседствующей с ней Северной Корее. По сообщению China News Service в мае 2010 года, в 2008 году одна из частных компаний Цзилинь получила право использовать причал северокорейского порта Раджин в течение 10 лет.
«Украинский кризис, экономические санкции со стороны Запада, а также планы России по развитию Дальнего Востока заставили Россию пересмотреть свою позицию в отношении порта «Зарубино», а власти провинции с радостью готовы ухватиться за долгожданную возможность развития местной экономики», — сообщил Лиу.
По данным на первое полугодие 2014 года ВВП провинции Цзилинь вырос всего на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что ниже общего показателя роста ВВП по стране, который составил 7,4 %.
«Порт «Зарубино» поможет провинции увеличить объем экспорта товаров преимущественно в Россию, — сказал Лиу. — Но также перенаправит в пользу Цзилинь часть ежегодного товарооборота порта Далянь».