«Сумма» увеличивает перевалку
Дальневосточный порт Зарубино Fesco (контролируется группой «Сумма») может стать вторым по перевалке в России. «Думаю, сегодня-завтра мы дорастем до 100 млн т», — похвалился вчера руководитель строительства порта Андрей Загорский на презентации проекта «Большой порт Зарубино» (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, уже законтрактована перевалка 80 млн т в год. А вчера «Сумма» подписала соглашение с китайской Хэйлундзянской зерновой компанией о перевалке 10 млн т зерна и с UC Rusal о перевалке 2 млн т импортного глинозема, сообщил Загорский. Сейчас более 100 млн т грузов переваливается только через Новороссийск (терминалы НМТП и Delo Ports — 112,6 млн т в 2013 г., по данным Ассоциации морских торговых портов).
UC Rusal планировала построить терминал для импорта глинозема в порту Ванино. Но в прошлом году совладелец холдинга — En+ продала свой пакет в порту структуре «Мечела». «UC Rusal импортирует существенные объемы глинозема для обеспечения бесперебойной работы алюминиевого производства. Компания постоянно работает над совершенствованием логистической системы и транспортной безопасности. Но говорить о чем-то конкретном преждевременно», — говорит представитель UC Rusal.
Нынешнее увеличение мощности Зарубино — второе. Сначала «Сумма» планировала построить к 2018 г. порт из четырех терминалов мощностью около 60 млн т — контейнерного, зернового, терминала генеральных и навалочных грузов и терминала RO-RO грузов (транспортные средства). Теперь мощность терминалов выросла. Плюс должен появиться терминал, через который смогут проезжать до 500 000 человек в год.
По словам Загорского, идея порта — обеспечить транзит китайских грузов между северо-восточными и южными провинциями Китая (с ними граничит Зарубино). На этом направлении терминал будет конкурировать с железной дорогой, уточняет представитель «Суммы». По его словам, транспортировка по морю обойдется на $250 дешевле, чем существующими маршрутами. На транзит грузов между китайским провинциями будет приходиться 60% грузооборота Зарубино. «Кроме того, 30% грузооборота придется на продукцию, которая ориентирована на экспорт из северо-восточных провинций Китая в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северную Америку», — говорит Загорский. Остальное, по его словам, будет приходиться на экспортно-импортные операции российских компаний.