Fesco довезет зерно до Азии
Fesco планирует развивать перевалку зерна через принадлежащий компании Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). В конце прошлого года через порт была отправлена первая партия в 2500 т в Японию, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Имени грузоотправителя он не раскрывает. В будущем перевалка зерна может достичь 1 млн т зерна в год, говорит источник «Ведомостей», близкий к порту. На какой объем перевалки зерна в этом году рассчитывает Fesco, непонятно. Представитель компании это не раскрывает.
Сейчас основной груз для ВМТП — контейнеры. Объем их перевалки за девять месяцев 2013 г. составил почти 350 000 TEU. Объем перевалки генеральных грузов за девять месяцев прошлого года через Владивосток достиг 1,5 млн т. Сколько из них пришлось на зерно, Fesco не раскрывает. Специализированного терминала для перевалки зерна на Дальнем Востоке нет, перевалка осуществляется способом«вагон — судно». У Fesco ранее были планы по строительству зернового терминала в порту Владивосток вместе с японской Mitsui. Но проект так и не был реализован. В планах одного из совладельцев Fesco — группы «Сумма» (владеет 32,5%) совместно с Объединенной зерновой компанией (ОЗК, 49,9% которой тоже принадлежит «Сумме») построить зерновой терминал на Дальнем Востоке — в Зарубине(мощность до 5 млн т в год).
Fesco диверсифицирует грузовую базу в поисках новых источников дохода — выручка железнодорожного дивизиона транспортной группы и пароходства снижается, констатирует аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Выручка железнодорожного дивизиона Fesco за девять месяцев снизилась на 26% до $198 млн, поступления транспортной группы от морских перевозок упали на 61% до $43 млн. Рост наблюдался только в сегменте перевалки грузов (ВМТП) — на 16% до $150 млн и логистическом дивизионе — на 9% до $496 млн. Всего выручка Fesco за девять месяцев составила $849 млн. Fesco может рассчитывать на высокий доход от перевалки зерна, продолжает Рожков. Рентабельность перевалки этого груза, например, в Новороссийске достигает 80% по EBITDA, но в портах Дальнего Востока этот показатель будет ниже — из-за высокой стоимости железнодорожной перевозки, отмечает эксперт.
Увеличение объемов перевалки зерна через ВМТП собеседники «Ведомостей» связывают с ростом спроса на него в Японии. Японский банк «Хоккайдо» в конце прошлого года предложил российскому Минэкономразвития создать в Хабаровском и Приморском крае особые экономические зоны (ОЭЗ) для выращивания зерна и других сельхозкультур. Сейчас банк формирует пул инвесторов из японских компаний и готовит конкретные предложения по созданию ОЭЗ. Японцы планируют выращивать там зерновые, сою и гречиху. В Амурской области японские компании уже выращивают сельхозкультуры.