Президент "Суммы" Александр Винокуров рассказал о стратегии группы, развитии бизнесов и приобретении активов

27 июня 2012
Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова объединяет активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. О планах группы по развитию бизнеса, покупке транспортной группы FESCO, конкурсе на федеральные лицензии по строительству сетей LTE, планах в отношении Объединенной зерновой компании, IPO основного газодобывающего предприятия республики Саха Якутской топливно-энергетической компании и горнорудном бизнесе в интервью агентству "Прайм" рассказал президент "Суммы" Александр Винокуров.

Вопрос: "Сумма" завершает две крупные сделки – по вхождению в акционеры Объединенной зерновой компании и покупки доли бизнесмена Сергея Генералова в транспортной группе FESCO. Они как-то изменят стратегию группы?

Ответ: Эти сделки полностью соответствуют нашей стратегии, в которой четыре ключевых блока. Первый - инфраструктура, транспорт и логистика, второй – инжиниринг и строительство, третий блок – нефтегазовая и горнорудная промышленность и четвертый – новые технологии. Мы уделяем много внимания всем нашим бизнесам, но могу сказать, что первый блок для нас приоритетен.

Вопрос: Почему вы находите этот сектор столь привлекательным?

Ответ: Есть несколько причин. Во-первых, экономический рост России. Мы считаем, что даже при базовом сценарии развития экономики и сохранении цен на нефть на уровне порядка 100 долларов экономика будет расти на 4-5% в реальном измерении. Это будет способствовать увеличению экспорта, росту грузопотоков. Везде транспортно-логистическая составляющая является ключевой, при этом наша инфраструктура нуждается в серьезном развитии, а инфраструктурные проекты в увеличении финансирования, по некоторым оценкам, не менее чем в четыре раза, чтобы выйти на достаточный уровень. Мы также видим, что рост потребления и грузопотоки достаточно быстро перемещаются с Запада на Восток, но потенциал России по транзиту между Европой и Азией пока полностью не реализован. Сегодня на транзит через территорию России приходится лишь около 1 процента от общего объема торговых потоков между Европой и Азией. Причин этому много, но одна из главных, по нашему мнению, это отсутствие крупной интермодальной географически диверсифицированной транспортной компании. Это та модель, которую мы развиваем.

Вопрос: Группа FESCO как раз для этого покупалась?

Ответ: Группа FESCO очень четко вписывается в эту стратегию, потому что она дает нам присутствие в трех ключевых бассейнах: Северо-Запад, Юго-Запад и Дальний Восток: Приморск, Новороссийск, Владивосток. Она также дает нам железнодорожную составляющую в виде "Трансгаранта", FESCO Rail и "Русской Тройки". Туда отлично вписываются сухой терминал, который сейчас строится под Москвой, и судоходный бизнес, который интегрируется с остальной частью бизнеса.

Вопрос: Как родилась идея купить FESCO?

Ответ: Мы рассматривали возможность покупки "Трансгаранта" (железнодорожный оператор FESCO - ред.), потом возникла идея посмотреть на всю FESCO.

Вопрос: Сколько все-таки составляет сумма сделки по покупке доли Генералова в FESCO? Называлось от 1 до 1,4 миллиарда долларов.

Ответ: Точную цифру назвать не можем, но она ближе к нижнему значению коридора, названного вами.

Вопрос: Какие банки профинансируют покупку FESCO? Когда вы рассчитываете, будут достигнуты договоренности с банками?

Ответ: Многие банки готовы финансировать, договоренности уже есть. Так как все время появляются новые желающие, список не окончательный, но надеемся его закрыть в самое ближайшее время.

Вопрос: Когда планируете полностью оплатить пакет FESCO и завершить сделку?

Ответ: Вопрос ближайших недель. Аванс уже внесен, согласование ФАС получено. Кроме того, мы уже консолидировали часть акций, купив их с рынка.

Вопрос: То есть, в июле, вполне возможно, все будет завершено?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда будет выставлена оферта миноритариям Дальневосточного морского пароходства, входящего в группу FESCO?

Ответ: После закрытия сделки.

Вопрос: Сколько готова потратить "Сумма" на выкуп акций? Будет привлекать средства у банков или кэш использовать?

Ответ: Точную цифру раскрыть не могу . Выкупать будем, используя собственные средства.

Вопрос: Вы говорили, что часть судов Дальневосточного морского пароходства продадите. Сколько судов планируется выставить на продажу?

Ответ: Мы продаем ту часть судов, которая не задействована в бизнесе группы. Есть два вида пароходного бизнеса у FESCO. Те суда, которые они используют для своей логистической цепочки, мы оставляем, а часть балкеров, которые работают на чартерах, мы продаем. Всего в ДВМП 47 судов, из них 24 будем продавать.

Вопрос: Купив FESCO, "Сумма" получила 22% акций ТрансКонтейнера. Еще 50% оператора принадлежит РЖД, и они предлагают внести этот пакет в объединенную логистическую компанию стран ТС, участники рынка и МЭР ждут продажи акций "ТрансКонтейнера" на аукционе. Какие планы у "Суммы" в отношении этого актива?

Ответ: Мы рассчитываем, что приватизация Трансконтейнера состоится, и в зависимости от ее условий, мы в ней будем участвовать. Идея СП вполне здравая, но не на базе "ТрансКонтейнера". Можно делать СП, которое будет брать в лизинг вагоны и использовать контейнеры и платформы, но предложение отдать полностью актив, который нуждается в развитии и так важен для усиления транспортно-логистических возможностей нашей страны, кажется весьма сомнительным. Кроме того, как я понимаю, в контексте создания компании в рамках Таможенного союза речь шла вообще не о Трансконтейнере, а о РЖД Логистике, что гораздо более понятно.

Вопрос: Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов недавно подписал директиву для собрания акционеров ОЗК, согласно которой допэмиссия акций зерновой компании будет проведена в пользу группы "Сумма". Будет ли "Сумма", когда станет акционером ОЗК, как-то менять ее стратегию?

Ответ: Какие-то коррективы, вполне возможно, будут вноситься. У компании есть масштабная инвестпрограмма. В принципе мы с ней полностью согласны, как и с ее главным тезисом - сделать крупную инфраструктурную компанию, которая поможет нашему зерну укрепить позиции на международных рынках.

Вопрос: На прошлой неделе было принято решение о приватизации 100% госакций ОЗК в ближайшие год-два. Вы будете претендовать на этот пакет?

Ответ: Вероятно, что да. В зависимости от условий, основным из которых является цена.

Вопрос: Вы говорили еще о строительном бизнесе. Каким видите будущее этого направления?

Ответ: У нас большой опыт в промышленном строительстве: инфраструктурном, нефтегазовом, энергетическом, в возведении и реконструкции уникальных культурных и спортивных объектов. Собираемся и дальше развивать этот блок, усиливать свои компетенции, осваивать другие виды строительства . У нас четыре компании в этом секторе, в перспективе планируется интеграция их в одну крупную.

Вопрос: Еще одним активом группы является "Сумма Телеком" — федеральный оператор связи, реализующий телекоммуникационные проекты различного уровня. Что представляет собой стратегия компании?

Ответ: В телекоме у нас три главных направления развития. Первое - это нарастить критическую массу абонентов в широкополосном доступе в интернет в тех городах, где мы есть. Довести в течение следующих 18 месяцев количество абонентов до 450 тысяч. Второе - это Глонасс. Предоставление услуг Глонасс в ряде регионов, где мы уже присутствуем, выход в новые, , развитие инфраструктуры, софта и т.д. Третий блок это развитие 4G.

Вопрос: Как вы оцениваете шансы "Суммы" в конкурсе на федеральные лицензии по строительству сетей LTE?

Ответ: Мы как игрок на рынке связи, естественно, участвуем. Сделали все, что в наших силах, чтобы подать качественную заявку. Не думаю, что конкурс заведомо сформулирован так, чтобы создать кому-то исключительные условия, так что у всех есть шансы.

Вопрос: Чиновники говорили, что есть возможность изыскать частоты для LTE, чтобы выставить на конкурс для региональных операторов. Будете участвовать в таком конкурсе в случае его проведения?

Ответ: Вероятно, что да. Особенно в тех регионах, где мы присутствуем на рынке широкополосного доступа в интернет. В тех регионах, где мы знаем клиентов и понимаем рынок, будем участвовать.

Вопрос: Вы говорили о горнорудном бизнесе. Для ведения геологоразведочных и горно-добычных работ группа создала Первую горнорудную компанию, которая в ходе исследований на Новой Земле открыла крупное свинцово-цинковое серебросодержащее месторождение, названное Павловским. Какие планы по его развитию у группы?

Ответ: Это интересный актив, который мы хотим развивать, потому что видим большой upside на рынке цинка. Около 2/3 потребления цинка в мире приходится на строительство и инфраструктуру. Сейчас городское население составляет половину от 7 миллиардов людей на планете, а в 2050 года составит 70% от 9 миллиардов. Это означает, что городское население практически удвоится, а сейчас мы наблюдаем самые впечатляющие темпы городского строительства в истории. В результате мировое потребление цинка увеличивается на 4-5% в год, и для удовлетворения растущего спроса и восполнения вырабатываемых шахт в течение следующих нескольких лет миру ежегодно потребуются новые мощности на 550 тысяч тонн добычи. Значительная часть роста спроса приходится на Китай.
Если говорить конкретно о Павловском, то в ближайшее время планируем получить лицензию и начать геологоразведочные работы. Будем там строить горно-обогатительный комбинат.

Вопрос: Планирует ли "Сумма" приобретение новых активов в рамках развития горнорудного бизнеса?

Ответ: У нас нет такой цели. Но если будут интересные объекты, мы будем их рассматривать. Мы смотрим на месторождения, но у нас есть очень жесткие критерии, поэтому пока переговоры на предварительной стадии.

Вопрос: Нефтегазовый блок "Суммы" представлен Якутской топливно-энергетической компанией. Это основное газодобывающие предприятие в республике Саха и единственный поставщик газа для всего региона. Были планы по ее IPO. Когда компания будет готова к нему?

Ответ: Компания к этому готовится. Подготовка к IPO дает плюсы для компании – она становится более прозрачной, бизнес процессы более эффективными. Но надо учитывать и то, что происходит на рынках, нынешний уровень волатильности. Как мы говорили, к IPO компания будет готова к середине осени, но все будет зависеть от ситуации на момент принятия решения. У нас нет острой надобности в деньгах.

Вопрос: Какой пакет акций планируете размещать? Какие площадки рассматриваются?

Ответ: Окончательного решения пока нет, где-то 20-25 процентов, большая часть средств пойдет в компанию. Наверно, часть в России, часть в Лондоне или в Гонконге.

Надежда Фролова, ПРАЙМ